История учит нас тому, что самые тяжелые кризисы выводят человечество на новый виток развития. Так происходит и сейчас, в период пандемии. И пока одни компании пытаются свести концы с концами, другие стремятся открыть новые возможности в сложившейся обстановке.
Грандиозные задачи
Пандемия невероятным образом оживила механизм государственной поддержки в нашей стране. Причем, как ни странно, помощь получили не только госкорпорации и сырьевые гиганты, но и представители строительной отрасли.
Впрочем, это вполне закономерно. В ближайшие 10 лет правительство планирует ввести 1 млрд кв. м. жилья и улучшить условия проживания 5 млн. семей по всей стране. На эту цель уже потрачено 500 млрд рублей в рамках программы льготной ипотеки. Помимо этого, в России действуют программы, направленные на помощь низкорентабельным проектам и развитие инженерной инфраструктуры.
Куда двигаться дальше?
И все же, ничто не поможет застройщикам больше, чем правильно выбранная бизнес-стратегия. Вместо полного закрытия, крупные фирмы перешли на удаленную работу, осуществляя продажи онлайн и рекламируя свой продукт через интернет. С одной стороны, это потребовало покупки для сотрудников дополнительного оборудования. Однако и расходы на содержание офисов сократились.
Но что самое важное – владельцы компаний наконец начали вкладывать средства в информационные технологии. На рынке давно существует ПО, позволяющее существенно упростить жизнь сотрудникам на всех этапах проведения работ. Но до настоящего времени его использовали не так активно. А ведь качественно проведенный анализ проекта позволяет в среднем сократить затраты на архитектуру до 20% и на инженерию – до 40%. Таким образом цена 1 кв. м. жилья снижается на 20-30 тысяч рублей.
Есть все основания полагать, что заложенные тенденции продолжатся и после окончания пандемии. А это значит только одно: сокращение стоимости жилплощади с дальнейшим расширением строительного сектора.