Пандемия COVID-19 продолжает оказывать влияние на все сферы человеческой жизни. Последствия этого воздействия могут проявляться самым неожиданным образом. Так, наметившаяся несколько лет назад тенденция дезурбанизации идет теперь огромными темпами.
В первую очередь это связано с введением режима самоизоляции. Еще в конце прошлого года (то есть до введения ограничительных мер) более четверти населения страны заявляли о желании сменить привычное место обитания. При этом статистика показывает, что более 40% опрошенных имеют во владении дачи, а около 20% — дома круглогодичного проживания за городом. То есть потенциал для переселения существует.
Куда стремятся граждане?
После начала самоизоляции место своего обитания сменили около четверти граждан, имеющих такую возможность. Поток миграции идет по трем основным направлениям: в пригороды, малые города и сельскую местность. Причины понятны: люди пытаются избежать заражения, перебираясь в районы с меньшей плотностью населения.
Те же опросы показывают, что 30% респондентов считают города с населением 0,5-1 млн человек идеально подходящими для переселения. Препятствием для переезда в сельскую местность является дефицит рабочих мест и плохо развитые системы связи, мешающие удаленной работе.
Каковы прогнозы?
Можно считать, что наметившиеся процессы в какой-то мере являются следствием неконтролируемой урбанизации. Ведь на протяжении нескольких десятилетий мегаполисы расширяли свои территории и увеличивали количество жителей вместо того, чтобы развиваться качественно. Такие районы и стали основными очагами инфекции, распространившейся по всему миру.
Как оказалось, дезурбанизация является наиболее простым способом повышения качества жизни в существующих агломерациях. Можно предположить, что эта тенденция сохранится и после пандемии. Однако здесь важна правильная политика государства в строительной сфере. Важно не только предоставить людям возможность купить жилье, но и обеспечить их эффективной транспортной системой, и предоставить социальные гарантии.